Небольшая задачка: бюджет фильма $100 миллионов, сборы — $200 миллионов. Вопрос: лента провалилась в прокате, окупила себя или же заработала? Если вы не знаток программы «Что? Где? Когда?», то либо ткнете пальцем в небо, либо скажете «хз», ибо так и есть. Бухгалтерия современного кинобизнеса кажется такой сложной и непрозрачной, что фильм поздравляют с победой, только если он заработал условный миллиард. Но таких мало, а в широкий прокат ежегодно выходит более 500 картин. Как же зарабатывает современный кинематограф: кто рискует, а кто обогащается. Этот лонгрид — небольшой путеводитель по карманам и кошелькам создателей фильмов.
Кассовые сборы
Кассовый сбор фильма (или бокс-офис) — это прибыль от продажи билетов на этот фильм во всех кинотеатрах страны, где он шел. Кассовый сбор кинотеатров — прибыль от продажи билетов, суммируемая по всей стране. Бокс-офис могут считать за первый день проката, уик-енд, две недели, месяц и так далее. Оценить бокс-офис фильма заранее можно с помощью системы предпродаж билетов (Fandango в США). Некоторые продюсеры и дистрибьюторы могут завышать бокс-офис, повышая ажиотаж вокруг проекта. Отечественный «Викинг», по данным прокатчиков, собрал около $20 миллионов за две недели проката, сторонние ресурсы же писали всего об $11 миллионах.
Производители, или мэйджоры
Эти имена вы знаете: Pixar, Universal, Paramount, Columbia, 20th Century Fox, Sony Pictures, Warner Brothers, DreamWorks и так далее. Эти ребята — большие игроки, процесс создания и выпуска фильмов у них — конвейер с четко отработанной технологией и просчитанными рисками. У них есть своя дистрибьюторская система (пример в России — 20th Century Fox Russia), они покупают и другие картины, зарабатывая на их прокате.
Кинотеатр
После завершения проката 50% прибыли от продажи билетов на фильм кинотеатры перечисляют прокатчику. Компании-прокатчики так и зарабатывают: выкупают права на прокат ленты в конкретной стране, делают копии, предоставляют их в кинотеатры на определенный срок для показа. 6% кинотеатр перечисляет в Российское авторское сообщество. Словом, от показа фильма кинотеатры зарабатывают около 40% от общей выручки.
Плюс они несут естественные расходы как компании, предоставляющие сервис: залы, оборудование, коммунальные расходы, аренда помещений, налоги, реклама кинотеатра, зарплата сотрудников, закупка продуктов питания для последующей продажи их перед сеансами и так далее. Кстати, о еде. Проверить эти данные сложно, но по слухам кинотеатры зарабатывают до 50% выручки на газированной воде и попкорне. Хороший доход приносит и реклама: на билетах, перед сеансом и так далее.
В США раньше процент студии был 80–90% в первые две недели проката, а лишь затем снижался. Ситуация изменилась, когда несколько крупнейших киносетей страны попросту обанкротились.
Легче всего тем прокатчикам, которые сами являются владельцами кинотеатров или покупают лицензию на фильм, то есть имеют эксклюзивные права на его прокат. Лицензия стоит дорого, поэтому чаще всего дистрибьюторы приобретают ограниченные права на показ и получают комиссию в 7,5% от кассовых сборов фильма. Так как на популярных лентах кинотеатры зарабатывают куда больше, отсюда и 20 сеансов в день какого-нибудь «Человека-паука» и только два-три — у «Нелюбви».
Что насчет съемочной группы?
Здесь работает три системы: гонорар, процент от прибыли и микс — гонорар+процент от прибыли. Режиссеры чаще выбирают второй либо третий вариант. Джеймс Кэмерон подписал контракт на процент перед выходом «Аватара» и получил самый большой гонорар в истории кино — $350 миллионов за один фильм.
Зачастую влиятельные актеры, режиссеры и продюсеры получают процент валовой выручки, на их благосостояние не повлияет заработал ли фильм или же провалился с треском. Так получает, к примеру, Том Круз со своей «Миссией невыполнима». Другие довольствуются лишь процентом от чистой прибыли. Естественно голливудская бухгалтерия работает так, чтобы все главные участники «киношного движения» получили причитающееся: студия, продюсеры, режиссер, главные артисты.
Прибыль
Сборами в кинотеатрах прибыль фильма не ограничивается. DVD, которые сейчас заменились продажами в iTunes, телепоказы, мерч, доход от продакт-плейсмента (рекламы, встроенной в фильм), продажа фильма в другие страны (так зарабатывают, в частности, ленты Андрея Звягинцева). Вся эта дополнительная выручка может значительно влиять на общие результаты. Франшиза «Гарри Поттер» получила $7,7 млрд на прокате, при этом на сувенирах, открытии тематических парков, праве использовать образы героев в рекламе разных брендов создатели заработали более $20 млрд сверху.
Прокат
День старта проката каждого нового фильма в России — четверг, в США — пятница. Стандартная продолжительность — 2 недели, далее все зависит от политики кинотеатра и заполняемости залов.
Широким прокатом в России будет являться прокат на всех экранах страны или их половине, ограниченным — даже 3–4 копии. В США иначе: там ограниченный прокат — это до 500 экранов, широкий в среднем выглядит как 2500–3000 экранов, при том что в Америке около 40 тысяч экранов. Как правило, в каком формате фильм вышел, там он и останется. Исключения в виде увеличения числа экранов во время проката редки, но бывают. Свежий пример — «Ла-Ла Ленд», вышедший на родине до «Золотого глобуса» и «Оскара» ограниченным прокатом и ставший представителем широкого после церемоний.
Кассовый провал
«Фильм провалился в прокате» — что это означает? Проект не достиг тех экономических показателей, которые были запланированы на стадии создания ленты и привлечения инвестиций. Сегодня это напрямую влияет и на репутацию режиссера, и на будущее проекта, в частности, будет ли у картины сиквел. Есть другой термин — box office bomb, когда неуспех картины оказался неожиданностью и случился из-за одного или нескольких факторов.
Очень часто причиной финансового провала фильма становится его слишком большой бюджет. Так случилось с дилогией Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2», убытки которого составили от $31 до 46 миллионов.
Деньги даром
Часть бюджета (или весь) может быть предоставлена создателям господдержкой на безвозвратной основе, либо вернуть нужно лишь 20%. В этих случаях есть реальный шанс заработать на кино. Окупиться в кинобизнесе — не цель, цель заработать, то есть отбить все вложенное плюс получить прибыль сверху.
Настоящий бюджет фильма умалчивают все. Обычно это делается с долей, затраченной на маркетинг, ее просто не вписывают в общие затраты. Kinopoisk, IMDb — все публикуют производственные затраты — сумму, потраченную на съемки фильма и только.
Product placement
Волшебная палочка создателей блокбастеров для отбивания их монструозных бюджетов. Знаменитый случай с «Человеком из стали», когда бренды выстроились в ряд, чтобы застолбить себе рекламное место в ленте. В итоге только на интегрированной в сюжет рекламе проект заработал $170 миллионов. Бюджет картины составлял $225 миллионов, то есть еще до премьеры расходы практически нивелировались.
Как сделать кино?
Опустим подготовительный процесс (выбор локаций, поиск денег, подбор актеров, постройку декораций, репетиции, работу над сценарием) — текст все же про деньги. Итак, продюсер со своей или партнерской компанией (их может быть и несколько) придумывают проект. Они ищут на него деньги, и здесь на помощь приходят инвесторы, фонды либо государство, а возможно, и сама студия выделяет часть бюджета. Съемки только начались, а пиарщики и маркетологи уже начали работу, плюс — анонсируется дата премьеры. Стартует промо и реклама, и суммы здесь могут быть многомиллионными. Студии главное — застолбить хорошую дату, не встать рядом с конкурентом, не попасть в «мертвый сезон», — словом, выбрать лучшее время для выхода. Из отснятого материала берутся первые кадры, тизеры, трейлеры, представительская группа создателей начинает презентовать ленту на кинорынках и фестивалях. Задача: показать еще не снятую ленту в наилучшем свете для того, чтобы ее купило наибольшее число стран.
Фильм снимают, следует монтаж (может занимать до года), дублирование (делает студия, дистрибьюторы или аутсорсинговые компании), подготовка для релиза в разных странах, работа армии менеджеров проекта для попадания на топовый фестиваль в качестве фильма-участника или вне конкурса. Далее организуется красивая мировая премьера со звездами ленты, шоу и селебрити (если мы говорим о массовом кино), а в назначенный день фильм выходит в прокат. Чем мощнее промо создателей и дистрибьюторов, тем лучше прокат. Чем лучше прокат, тем пышнее «денежный пирог». Прокатчики, в свою очередь, покупают картину не на время проката, а на годы. За это время их задача — выжать из нее все возможное. И здесь и начинается продажа фильма для показа на телеканалах, работа с онлайн-кинотеатрами и так далее. У студии и прокатчика есть договор, в котором указана минимальная сумма, которую компания должна собрать для заработка, поэтому в ход идет все.
Пираты не Карибского моря
Про кого мы не упомянули? Правильно! Заметили, какая интенсивная борьба идет за каждый процент прибыли? Логично, что и студии, и дистрибьюторы ненавидят «сливы» в сеть, которые могут значительно уменьшить сборы ленты, а как максимум — разорить студию. Правообладатели обязуют сайты удалять пиратские копии, с незаконным распространением борются сами провайдеры, в России за этим следит Роскомнадзор. Блокируя торренты, они, однако, мало влияют на просмотры онлайн, а люди сейчас чаще не качают фильм из сети, а смотрят в режиме реального времени со смартфона где-нибудь в пробке.
О чем молчат все?
В «Золотой век Голливуда» кинотеатры были собственностью студий, и вся выручка шла напрямую к создателям. Этого больше нет, да и получить доход фильм может сегодня множеством разных способов: телевидение, интернет, скачивания, реклама, сувенирная продукция и так далее. Кассовые сборы — показатель важный, но по нему не понять, сколько же заработали создатели ленты. Мы видим лишь сумму выручки с продажи билетов, то есть самую верхушку айсберга. Зато студии используют эти цифры для дополнительной рекламы. Всем хочется пойти на ленту, которая уже заработала миллиард долларов в мировом прокате.
Но когда студия получает деньги, она начинает отдавать: за дистрибуцию, затраты на рекламу, производство прокатных копий, страховки, пошлины, сборы, налоги, банковские комиссии…Что касается продажи еще недавно популярных DVD, то непосредственно создатели ленты получали лишь 20% от суммы выручки. Одним словом, пирог вроде большой, но и едоков ох как много. Реальный заработок картины (или выход ее из убытков) можно увидеть через год, когда поступает большинство доходов от покупок в сети, телеканалов, сувенирной продукции и так далее. Пример — «Красавица и чудовище». Бюджет проекта $160 миллионов, на маркетинг потрачено по разным источникам от $70 до 100 миллионов. Фильм является одной из самых громких премьер года, главной премьерой весны, главной премьерой марта, проектом для самой широкой аудитории. В мировом прокате он собрал $1,2 миллиарда. И по заявлениям создателей еще не окупился настолько, чтобы их удовлетворить. Еще не окупился, но уже считается прибыльным. Что до выручки, то она идет, но мы этого «движения» уже не видим.
Для особо интересующихся есть отличная статья в англоязычной Wikipedia — «Голливудская бухгалтерия», которая собирает подобные истории сверхприбыли и провала даже при огромных сборах. Одна из самых известных — произошедшее с «Форрестом Гампом», когда студия сообщила об отсутствии прибыли при сборах в $677 миллионов и бюджете в $55 миллионов. После вычетов на работу до съемок, налогов, выплату кинотеатрам и прочее создатели получили около $190 миллионов. В суд на киностудию подал Уинстом Грум — автор романа-первоисточника, получивший лишь 250 тыс и не дождавшийся обещанных ему 3% от чистой прибыли.
Открываем калькулятор на телефоне и понимаем, что писателя развели на $5,7 миллионов. Когда же начался суд, то выяснилось, что «Форрест Гамп» признан… убыточным. Как же так? Из $191 миллиона по $31 миллиону забрали в качестве гонораров режиссер Роберт Земекис и актер Том Хэнкс (191–31–31=129 миллионов). Маркетинг, печать копий и прочее стоили около $75 миллионов (129–75=57 миллионов). $55 миллионов стоила сама съемка (смотри бюджет выше), $62 миллиона отдано дистрибьюторам по всему миру и еще $6 миллионов забрали финансисты и юристы (57–55–62-6= итого минус 66). То есть создатели картины с бюджетом в $55 миллионов и сборами в $677 миллионов ушли в минус на $61 миллион?!
Итого:
- Полный бюджет ленты с затратами до съемок и рекламой нам чаще всего неизвестны. Реальные расходы вам никто не предоставит.
- Бюджет для общественности = сумма, описываемая в Wikipedia, IMDb или на «КиноПоиске».
- Решим нашу задачку: бюджет фильма $100 миллионов, сборы — $200 миллионов.
50% идет кинотеатрам — $100 миллионов.
7,5% в среднем отходит прокатчику – $7,5 миллионов.
42,5% забирают создатели — $42,5 миллиона.
Таким образом, не беря во внимание продажу картины, показы на ТВ, онлайн-кинотеатры, скачивания за деньги и прочее, при бюджете в 100 миллионов создатели отбили после проката 42,5 миллиона. Если фильм хайповый, отобьют всю сотню и еще что-то сверху заработают. Но деньги от всего вышеперечисленного будут собираться от одного года до нескольких лет, «Гарри Поттер» вот до сих пор собирает.
Текст был написан для портала Weburg.net
Если вам понравился пост, дайте об этом знать. Мне всегда приятна ваша обратная связь в любой форме: от лайка и репоста в соцсетях, до комментария.
Целую, ваша считающая каждую копейку, но исключительно в кинобизнесе Даша
Михаил
Июнь 27
Даша, а как у вас получилось, что 42,5% от 200 миллионов = 42,5 млн руб.? Будет 85 млн руб, не?
DashaOnAir
Июнь 27
42,5% от 100 миллионов. Другие 100 млн. ушли кинотеатрам (строчка выше).
Михаил
Июнь 27
А куда в таком случае идут оставшиеся 50? ( = 200 — 100 — 42,5 — 7,5)
DashaOnAir
Июнь 27
это объяснено в последнем абзаце поста – это и есть заработок!
Михаил
Июнь 27
Еще раз ) Заработок, согласно последнему абзацу поста — $42,5 миллиона.
Заработок — это то, что забирают создатели.
Плюс $100 миллионов забирают кинотеатры.
Плюс $7,5 миллионов забирают прокатчики.
Итого = 42,5 + 100 + 7,5 = 150. Оставшиеся 50 — это чей заработок?
P.S.: Извините за небольшую въедливость, но я правда хочу понять )
DashaOnAir
Июнь 27
«небольшую»)))
50 — это заработок создателей сверху.
«и еще что-то сверху заработают».
42,5% стандартный заработок создателей, сверху может быть и 50, и 100, и 500 миллионов, как повезет.