Привет, мои дорогие киноманы! Я люблю говорить и кино и обсуждать его, много о нем пишу, но все по работе, а не в блог, и на него (блог) сил порой просто не остается. В 2017-ом я хочу писать здесь чаще и больше именно о кинематографе. Возможно эта тема близка далеко не всем читателям DashaOnAir, но я уверена — кто-то точно разделит мою любовь к ней.
Начнем же с моего персонального рейтинга лучших картин 2016. Я решила не подгонять список под классические 10, 25 или 50 лент. Получилось столько, сколько получилось — 39. Поехали!
Прибытие
Этой картины я ждала как никто. Трендовая сай-фай тема, Дени Вильнев в режиссерском кресле, Эми Адамс, логичное продолжение «Гравитации», «Интерстеллара» и «Марсианина» и надежды на некое открытие. Надежды оправдались на 110%. Вильнев снял, условно говоря, на ту же тему, но настолько другое кино, что даже удивительно, почему раньше никто этого не делал. «Прибытие» задержит тебе дыхание, оглушит и заставит надолго задуматься о многом. Если лучшее кино года, то только такое.
Доктор Стрэндж
Говорю как девочка и относительный дилетант в комиксовом мире Marvel против DC: Доктор Стрэндж — отныне мой любимый супергерой. Я не только согласна, я жду продолжения. Создатели, как мне кажется, нашли правильный баланс между откровенной блокбастерной коммерцией и привлечением более думающего зрителя (в том числе и в оригинальном кастинге актеров: Камбербэтч, Суинтон и другие), что и помогло ленте стать всеобщей любимицей.
По соображениям совести
В первую очередь, это триумфальное возвращение Мэла Гибсона в Голливуд и режиссуру. Казалось бы, после таких скандалов и статусы «персоны нон-грата» не возвращаются, но ему удалось. Не зря же его называют настоящим мужиком киноиндустрии. Во-вторых, это наконец-то достойная роль для Эндрю Гарфилда, способная ввести его в актеры первого эшелона (и принести номинацию на «Оскар»). В-третьих, если вы сетовали, что после «Спасти рядового Райана» Голливуд перестал снимать хорошие европейские драмы, вот там подарок.
Выживший
Дело даже не в Лео. Сложно рассматривать этот проект в отрыве от производственной части. Когда в 2015 году огромная голливудская группа едет в канадскую тундру, живет там без условий несколько месяцев, не беря освещения, снимает все при естественном свете, когда Алехандро Гонсалес Иньярриту дважды за два года удивляет нас (первый раз был «Бердмэн»), а лучший оператор в мире — Эммануэль Любецки — делает что-то невозможное со своей камерой (что делал и в «Древе жизни», «Гравитации» и «Бердмэне») и получает свой третий «Оскар» за три последних года. Да, «Выживший» — это великолепная драма, разыгранная прекрасными актерами в суровых условиях, но это еще и триумф съемочной группы.
Игра на понижение
Кажется, лучшая финансовая драма не только года, но и последнего десятилетия: циничная, жесткая, забег без финальной черты. Далеко и от «Уолл-стрита», и от скорсезевского «Волка». Добавить, по сути, нечего, нужно смотреть.
В центре внимания
Признаюсь честно, у меня не было ни единой мысли, что эта лента получит «Оскар» в категории «Лучший фильм». Она не то что неплохая, драма отличная, но не гран-при. И все же, Академики разрешили борьбу вот таким оригинальным способом, наградив социальную картину. За тему религии браться сложно, особенно когда ты снимаешь фильм о католиках на земле католиков, но создатели не побоялись хулы. История, что они рассказали, конечно, невероятная. Редкая картина может без особых монстров и спецэффектов вызвать чувство омерзения. Такая же редкая, показывая одно журналистское расследование, может заставить тебя просидеть у экрана, не отрываясь от начала и до конца.
Кэрол
Одна женщина любит другую, а на дворе еще пока консервативные 50-е, Нью-Йорк и разные общества. Намеренно не пишем здесь термин «лесбийская любовь», применительно к «Кэрол» это звучит странно и даже грубо. У Хейнса получилось создать самую корректную, но при этом нескучную и нестерильную драму, полную нежности, трогательности и тревоги, главный месседж которой весьма прост, от того и провокационен: каждый сам решает, кого любить. Глядя на то, как 60 лет назад две женщины сопротивлялись напору общества, полного «домостроевских» устоев, цинизма, нарочитой совестливости и стереотипов, невольно радуешься за современное поколение.
Славные парни
Самая недооцененная лента года. Восторженные отзывы зрителей и весьма низкие сборы. В кино уже не идет, но поддержать проект хотя бы вниманием нужно.
Светская жизнь
Фильм-американская мечта в ретро-исполнении. Кажется, что вот же, она рядом, только руку протяни и будешь жить в сказке Западного побережья. Ан нет, желаемое растворяется, как мираж в пустыне, близкое быстро оборачивается далеким, а марафон светской жизни выдержит лишь самый стойкий и циничный. Милым, душевным и добрым здесь не место. Вуди Аллен красиво (но без новостей) ностальгирует по 30-м годам. Джесси Айзенберг идеально воплощает альтер-эго режиссера на экране. Многократный оскаровский лауреат, оператор Витторио Стораро запечатлевает все это настолько красиво, что глаз не оторвать. Содержание здесь — вещь вторичная.
Любой ценой
Отличный продолжатель нового тренда на хорошие вестерны. Умное и интересное кино, отличный актерский состав, захватывающий триллер, социальная драма, а главное, сценарий — один из лучших в 2016-м году, просто идеальный образец. Здесь видятся номинации на «Оскар» и даже победа в паре.
Свет в океане
Лента Сиенфренса играет на простых чувствах и выглядит достаточно старомодно, но при этом амбициозно (оскаровские претензии видны за версту). Однако вторичность режиссеру можно простить за отличный кастинг, потрясающие виды Австралии и музыку Александра Деспла. Впечатлительные, готовьте платки!
Фантастические твари и где они обитают
Все только начинается, но первая часть новой франшизы от Роулинг не стала долго раскачиваться. Эдди Рэдмейн в весьма органичном для него образе, стильные наряды, монстры, реальный и волшебный миры, магический Нью-Йорк (это что-то новенькое) — да, «Фантастические» выглядит куда взрослее «Гарри Поттера» и созданы для соответствующей аудитории. Но не могу согласиться с теми, кто жаловался на недостаток магии в картине, по-моему, начало оказалось прекрасным, напряженным, драматичным.
Союзники
Очень красивая картина — это во-первых. Во-вторых, Земекис в последнее время не балует. В-третьих, то, что начинается как «Мистер и Миссис Смит» на ретро-мотив, завершается оглушающей драмой и слезами на глазах. В-четвертых, актерский тандем Питта и Котийяр, где француженка обыгрывает голливудского мачо по всем фронтам. Это далеко не идеальный фильм, но в мой лист он просится, в том числе и по причине своей незабываемости. То ли «Касабланка», то ли «Исчезнувшая».
Синг-стрит
Наивная (в положительном смысле) мелодрама о музыке, подростковом возрасте, поиске себя и первой любви. Школьники-аутсайдеры из Дублина решают создать свою группу и в поиске своего стиля логично подражают таким звездам того времени, как Дэвид Боуи и Duran Duran.
Манчестер у моря
«Серый кардинал», находившийся в тени почти целый год, известный лишь критикам и любознательным киноманам. После смерти брата главный герой — ленивый сантехник — назначается опекуном племянника-подростка, что дает ход новым событиям в жизни мужчины. Первый «Золотой глобус» для Кейси Аффлека, обошедшего даже Эндрю Гарфилда («По соображениям совести»).
Лев
Самый душещипательный фильм года. И новая золотая роль для Дева Пателя («Миллионер из трущоб»), пусть и не такая известная в массах. Невероятно трогательная история о потерянном индийском мальчике, усыновленным в Австралии. Через много лет, уже будучи взрослым, Сару решает отыскать родной дом и встретиться с матерью. Этот фильм — одна из причин, почему я решила написать этот альтернативный пост, дав хотя бы немного информации о картинах, того заслуживающих.
Ла-Ла Лэнд
Ходивший в фаворитах у критиков добрую половину года классический голливудский мюзикл (еще и потому, что действие происходит в Голливуде и рассказывает о шоу-бизнесе), «Ла-Ла Лэнд» стал абсолютным триумфатором «Золотого глобуса» (семь статуэток из семи) и попал в поле зрения массового зрителя. Между «смотреть» и «не смотреть» выбирайте первое. Во-первых, ему светит не один «Оскар», во-вторых, тандем Эммы Стоун и Райана Гослинга всегда работает отлично, а в-третьих, Дэмьен Шазелл пару лет назад выпустил «Одержимость», после такой ленты следить за режиссером стало просто необходимо.
Капитан Фантастик
Если вы любите ленты Уэса Андерсона и «Маленькую мисс Счастье», то эта история создана для вас. Приз в Каннах за режиссуру и история семьи своеобразных робинзонов, жившей вдали от цивилизации, но в нее вернувшейся. Тот случай, когда авторское кино сделано для самого широкого зрителя и будет ему понятно и принято.
Ограды
Американцы любят драмы, пышущие социальностью, а также любят их награждать (Виола Дэвис получила «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана). «Ограды» — тот случай, когда хвалят заслуженно, а не из-за пресловутой толерантности. Бывший бейсболист пытается выжить в Питтсбурге 50-х годов, собирая мусор на улицах для прокорма себя и семьи. Бедность, расовый вопрос, социальное расслоение…
Флоренс Фостер Дженкинс
После проникновенной речи Мэрил Стрип против Дональда Трампа актриса вновь оказалась во всех ресурсах и газетах, хотя на церемонии присутствовала как номинант за роль в ленте «Флоренс Фостер Дженкинс» Стивена Фрирза — ироничной британской музыкальной комедии о богатой американской девушке, которая мечтала стать оперной певицей, несмотря на отсутствие данных.
Под покровом ночи
Это выдающаяся визуальная работа. Стильная и эмоциональная драма, дающая и пищу для ума, и эмоциональное напряжение, интеллектуальное кино, не скатывающееся при этом в нечто, создающиеся для фестивалей и горстки критиков. Да, кое-где Форд, как любитель эстетики, красоты и олицетворение пафоса, несколько перегнул, но, как бы то ни было, история о любви, предательстве, трусости и жестокости, крутых жизненных поворотах и творчестве удалась.
Скрытые фигуры
Вот уж точно «скрытые»: во-первых, картина проходит слишком незамеченно, во-вторых, рассказывает о чуть ли не тайных героях Америки. Три женщины-афроамериканки проводят для НАСА ряд математических вычислений. Окутанная мифами американская космическая программа на стадии ее становления, соревнование с СССР, неизвестные профессионалы, работающие над этим, интересная и небанальная история, а также отличная роль как женщин-главных актрис, так как Джима Парсонса, талант которого куда шире «Теории большого взрыва», просто мы иногда забываем об этом. Не без классического американского патриотического пафоса, но его можно простить — сюжет того стоит.
Лавинг
Еще одна картина, где поднимается вопрос расы. Номинант на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и «Золотой глобус» — история тюремного заключения пары из-за… вступления в межрасовый брак. Довольно известный в фестивальных кругах молодой режиссер и сценарист Джефф Николс («Midnight Special», «Мад», «Укрытие») любит снимать камерные, но запоминающиеся драмы. И эта не стала исключением.
Лунный свет
Довольно неожиданный победитель «Золотого глобуса» в категории «Лучший драматический фильм». В номинантах ходили «Любой ценой», «По соображениям совести», «Лев», а также довольно близкий «Манчестер у моря», но победу вырвала история о мире глазами темнокожего Широна — ребенка, подростка и взрослого, живущего в Майами и ищущего себя в непростой атмосфере.
Бруклин
Очаровательная драма, получившая оскаровское внимание, о большом путешествии юной ирландки в Америку. Работа Джона Краули оказалась в нужном месте в нужное время и с хорошим промоушеном, отсюда и номинации, и высокие рейтинги. Девушка едет за новой жизнью и работой, но судьба уготовила ей настоящее испытание на родине, испытание выбором. Где же дом: там, где все знакомо, или там, где сердце?
Друзья
Здесь еще не было французов, а эта нация умеет снимать ироничные мелодрамы-пустяки как никто. Французский секс-символ — актер Луи Гаррель здесь не только сыграл одну из главных ролей, но попробовал себя в качестве режиссера и соавтора сценария. В кофейном киоске на парижском вокзале работает красивая девушка Мона, дружба Клемана и Абеля трещит по швам, когда оба влюбляются в нее. Такого небанального любовного треугольника мы давно не видели.
Разрушение
Канадец Жан-Марк Валле прославился благодаря оскароносному «Далласскому клубу покупателей», но его «Разрушение» интересно в первую очередь из-за главного актера. Джейк Джилленхол — один из героев 2016-го, сыгравший сразу в нескольких отличных лентах и еще более зарекомендовавший себя (хотя куда уже более, еще пару лет без наград, и ему светит слава второго ДиКаприо). Дэвис — банкир, попадающий в жестокую эмоциональную яму и переживающий депрессию по причине утраты жены. Он начинает физически и ментально разрушать собственную жизнь, оплакивая утрату. Ни трейлер, ни синопсис, ни другое промо не рассказывают о ленте всей правды, что к лучшему.
Человек-швейцарский нож
Пол Дано может сыграть что угодно, ему даже образ Пьера Безухова удался (сериал «Война и мир»), а в этой картине вместе с Дэниелом Рэдклиффом они немало удивили всех. Без сомнения, импровизированная статуэтка за самую необычную киноисторию года уходит именно этой ленте. Персонаж Рэдклиффа — самый настоящий мертвец, испускающий газы, рыгающий и блюющий на протяжении всей ленты, а также являющийся другом вполне себе живого героя Пола Дано — Хэнка. Благодаря Мэнни (а у трупа есть имя), Хэнк заново обретает себя, а еще и весьма неудобного, но все же собрата по большому путешествию-приключению. Звучит ужасно, выглядит любопытно.
Большой всплеск
Красивое кино о ленивой жизни у бассейна радует в первую очередь глаза: картинка, сценография, подбор актеров — все очень вкусное. Плюс относительный для немассового кино успех и две премии в Венеции. Конечно, все это мы уже видели, но Тильда Суинтон, Рэйф Файнс, Маттиас Шонарст и Дакота Джонсон в солнечных лучах на юге Италии — мимо такого сложно пройти мимо.
Равные
Лично я пошла на этот фильм из-за режиссера Дрейка Доримуса, снявшего когда-то одну из моих любимых драм ever («Как сумасшедший»). На Венецианском кинофестивале «Равные» получили приз за саундтрек (он пронзительный) и приятные отзывы критиков, которые, в принципе, не очень равнодушны к Доримусу, опять же, благодаря «Как сумасшедшему». Рассказанная им история напоминает местами и «1984» Оруэлла, и «Мы» Замятина, и в какой-то момент зритель сможет попытаться предсказать сюжет, отталкиваясь от схожести повествования с «Ромео и Джульеттой», но ни первым, ни вторым, ни третьем (слава богу) «Равные» не являются. Кому нужны более четкие формулировки, это футуристическая драма о безэмоциональном будущем человечества и парочке «бунтарей».
Служанка
Азия в этом году у нас представлена в первую очередь этой картиной. Драмой Пака Чхан-Ука, обладательницей приза Канн и непредсказуемого сюжета. Оставим несколько за бортом костюмы, эстетику и стиль ленты (корейское кино вообще сложно обвинить в отсутствии всего вышеперечисленного) и сосредоточимся на сюжете. Мошенник нанимает девушку в сообщницы. Та должна устроиться в услужение к богатой японке, сидящей взаперти, и помочь мужчине овладеть ею и ее богатствами. Но все идет не по плану. И не по зрительскому плану в том числе, когда картина минимум дважды кардинально меняет направление, заставляя нас еще жаднее смотреть за происходящим и пытаться предугадать следующий шаг персонажей.
Это всего лишь конец света
Драмы Ксавье Долана всегда достигают своего зрителя, всегда имеют приличный (для такого рода кино) прокат, всегда представлены на ведущих кинофестивалях. В этом году режиссер стал фаворитом Каннского кинофестиваля, и картина начала свое шествие по международным прокатам. Сразу стало понятно, что продюсеры нацелены на «Оскар» и сделают все для попадания в число номинантов. А пока мы ждем их объявления, самое время посмотреть ленту. Это типичный Долан, и, как всегда, у него лучшие актеры и сюжет о семье, самоидентификации и внутренних взаимоотношениях.
Франц
Не совсем типичная история для Франуса Озона, но тем интереснее. Сдержанное черно-белое кино о странном любовном треугольнике, где один герой — труп, а второй — главная загадка истории. Похоронив жениха, немка Анна случайно встречает на кладбище француза Адриена, но кто же он — друг погибшего возлюбленного или же враг?
Громче чем бомбы
Эту картину я очень ждала, но, посмотрев, несколько разочаровалось. Однако история раскрывается уже после того, как лента закончилась, в сознании смотрящих. Иначе как объяснить, что она нет-нет да и приходит на ум. Мать семейства, талантливый фотограф, погибает, оставив мужа и двух сыновей. Оплакивая женщину, и мы, и герои узнаем, что она была не совсем такой, какой мы все ее представляли. Довольно скудная на действия драма, где эмоции говорят за героев. Главный привлекающий фактор — роли Изабель Юппер и Джесси Айзенберга.
Маргарита
«Темная лошадка» топа, не удивлюсь, если вы ничего не слышали об этом фильме. Европейская драма, уехавшая с Венецианского фестиваля со второстепенной премией, рассказывающая о музыкальных фанатах 20-х годов Парижа. Все они собираются в доме у некоей Маргариты Дюмон. Пение женщины вызывает вопросы, но окружение слепо и слишком тактично, до того момента, пока Маргарита не решает выйти на сцену. Смотреть вместе с «Флоренс Фостер Дженкинс» — две интересные европейские драмы на одну и ту же тему, такое случается не так уж часто.
Неоновый демон
Перфекционист визуальной составляющий и одержимый темой мести, Николас Виндинг Рефн не позволяет нам забывать свои фирменные примочки. Его «Неоновый демон» широко обсуждался именно с точки зрения стиля и картинки. Работы Рефна отличаются тем, что «залезают» в голову самостоятельно, остаются на постой и периодически напоминают о себе. От каких-то кусков из «Драйва», например, моя голова не может отделаться вот уже несколько лет (в том числе и от саундтрека). Так что неудивительно, что за просмотрами очередных рекламных компаний модных домов в интернете или глянце нет-нет да проскользнет его «Неоновый демон». Триллер о мире моделей, зависти и крови — смотреть сложно, забыть невозможно.
Танцовщица
Картина-эмоция, очень далекая от реальных фактов, но погружающая нас в пучину танца как смысла жизни. Жизнь и судьба танцовщицы, ставшей первооткрывательницей стиля модерн на сцене, музой художников и первых кинематографистов — братьев Люмьер — и жертвой дружбы с юной и талантливой Айседорой Дункан.
Поезд в Пусан
Тот случай, когда все слышали, но мало кто видел. Корейский блокбастер «Поезд в Пусан» был пропущен в прокате большинством и стал фильмом для домашнего напряженного просмотра. Девочка с отцом едет в поезде из Сеула в Пусан к матери, а в это время страна начинает гибнуть от загадочного вируса, и только Пусан смог отразить атаку внезапной массовой смерти. Энергично и пугающе — каким и должен быть триллер-боевик с амбициями.
Неизвестная
Я не знаю, что едят на обед любимчики Канн, бельгийские братья Жан-Пьер и Люк Дарденны, но и на седьмом десятке они снимают в Европе так, как мало кто может. Камерность, социальность и убедительность. Лейтмотив творчества режиссеров — социальная неустроенность отдельных слоев современного общества — здесь несколько скрыт за жанром детектива. Хирург Женни не открывает дверь на поздний звонок, так как прием ее кабинета уже окончен. Днем позднее недалеко от ее офиса был найден труп неизвестной девушки, и мозг главной героини прожигает вопрос: «Кто она?», на разгадку которого доктор решает тратить все свое время и силы.
PS: фильм, который мог бы войти в топ, но не был просмотрен в 2016 — «Вечность» Чан Ань Хунга, который сравнивали с «Древом жизни».
И да, если вам понравился мой пост, дайте мне об этом знать. Мне всегда приятна ваша обратная связь в любой форме: от лайка и репоста в соцсетях, до комментария.
Целую, ваша Полин Кейл — Даша
Мария Петрова
Январь 15
Мне очень понравились в этом году комедии — «Человек — швейцарский нож», «Славные парни» и «Аве, Цезарь!». Давно не было такого по-хорошему смехотворного кинематографа!
DashaOnAir
Январь 21
для меня удивлением года стал тот факт, что номинированный на «Сандэнс» «Человек — швейцарский нож» не взял Гран-при. А смотрела «Парни со стволами» (говоря о смешном кинематографе).
Настасья
Январь 15
Выписала кое что из твоего списка, что не посмотрела! Спасибо!
DashaOnAir
Январь 21
есть свои фавориты 2016?
Даша Гофман
Январь 20
Только дошла до поста твоего. Благо почти все либо смотрела, либо вот вот посмотри, а еще три выписала. Но все это значит, что нам опрееленно стоит их обсудить)
DashaOnAir
Январь 21
я в тебе вообще не сомневалась! напиши своих фаворитов 2016, вдруг я что пропустила?!