В начале года я поставила цель вернуться к активному чтению. Конкретно — прочитать 70 книг за 365 дней: не очень много, но и скучать не придется. Книгу №70 я закончила 20 декабря. Если брать по месяцам, 2 из 12 точно ничего не читала — было некогда. Получается 70 книг за 10 месяцев.
Место для маневра есть: в 2018 хочу попробовать прочитать 80. Заканчиваю с цифрами: ниже вы найдете лучшую «десятку» самых запомнившихся произведений. Без мест, без рейтинга, без претензий на интеллектуальность, просто списком:
Напишите в комментарии: сколько из этих 10 читали вы?
Источник — Айн Рэнд
В защиту эгоизма. Произведения Рэнд получили такую популярность, потому что от коллективного мы переместились к индивидуальному. Я в одиночестве вспахиваю свой садик, собираю урожай и наслаждаюсь возрастающей популярностью, а важные решение принимаю, ориентируясь только на то, что лучше для меня. Феномен популярности автора в современную эпоху self-made понятен, как понятна и похвала ее слогу. О философии, культуре, политике, саморазвитии, психологии, урбанистике (главный герой — архитектор) — обо всем Рэнд говорит интересно, достаточно глубоко для фикшна, но просто. Давненько я так быстро не читала и не начинала свой день с мысли: «Скорее бы сесть за книгу».
Неополитанский квартет — Элена Ферранте
Сжульничала и засунула в один пункт сразу 4 книги, но история-то одна. Я долго обходила стороной эти книги: по обложке они мне казались дамскими романами для отпуска. В начале первой застряла и даже хотела бросить, пока один человек (Настя, спасибо!) не предложил дать истории еще один шанс. И засосало! Да так, что три книги за несколько дней, влюбленность в Неаполь и нетерпеливое ожидание четвертого тома с развязкой. «История о пропавшем ребенке» — как раз завершающая часть, ее я планирую начать на длинных январских выходных. Великолепный роман о жизни женщины, женской и просто дружбе, Италии 20 века, малом бизнесе, зависти, предательстве и кармической связи людей, когда вместе тесно, а врозь — совершенно невозможно.
Текст — Дмитрий Глуховский
Это действительно текст: туго набитый как подушечка для иголок, острый, депрессивный, включающий любопытство автора на максимум. Вы заглянули в чужой телефон, а через него — в чужие жизни. С помощью коротких фраз соцсетевых аккаунтов Глуховский рисует живых персонажей. Я обалдела, как автор метафорически и описательно создает полный эффект погружения, такое 3D в чтении. История тяжелая (про осуждение невиновного, про полицейский произвол, жизнь после тюрьмы), но концепт превосходный.
Стоунер — Уильямс Джон
Написанный в 1965-ом малоизвестным американским писателем Джоном Уильямсом, этот провальный роман 50 лет покрывался пылью в книжных магазинах, пока…Пока внезапно не стал международным бестселлером. Теперь его именуют не иначе как «великий американский роман», и его до сих пор мало кто читал/знает.
Уильям Стоунер — сын неотесанных фермеров, ставший профессором английского языка и литературы университета Миссури. Почему его историю не заметили полвека назад — совершенно непонятно. «Стоунер» прекрасен всем: героями, описанием быта американцев, историческими событиями (Первая мировая, Великая депрессия), языком, сюжетом, автобиографичностью. Жизнь разочаровывает, а литература — нет. Радость от встречи с романом омрачена лишь тем, что ее автор до триумфа своего произведения не дожил.
Манюня — Наринэ Абгарян
Это солнце, детские воспоминания и секретики от взрослых, жизнь в Советском Союзе, это колорит, большая семья, еда, бабуля, родственники, интерпретация взрослых событий неокрепшими умами. «Манюня» — это сплошная радость от чтения, слезы от смеха, зачитывание вслух особенных кусков, это тепло и любовь. Прочитать про закадычных подружек-лягушек и вспомнить, с кем сам играл в прятки и делил пополам бутерброд с маслом и сахаром.
Маленькая жизнь — Ханья Янагихара
Моя личная книга 2017 и совершенно справедливый титул «роман года». Видела много критических отзывов на нее и не скрою — это подогрело мое любопытство еще больше. Слышала и о том, что ее физически тяжело читать, она сложно идет, не испытываешь эмпатии к героям. Как вы понимаете, у меня с точностью наоборот. Удивительно, но мнения, о чем эта книга, часто расходятся. О дружбе, о любви, о детских трамвах, которые невозможно залечь, и которые жизнь определяют, для кого-то — это жесткое произведение, гей-роман, история о поиске и возможности счастья при любом «анамнезе» и мощное социальное высказывание. Для меня он — именно о дружбе, о том, что самые близкие люди могут быть не родственниками по крови (и это нормально), а еще о том, что путь к счастью подчас очень тяжелый морально и необходимо открываться людям и обстоятельствам.
Живые люди — Яна Вагнер
Как же круто Вагнер пишет! Хотя, постойте! Для начала прочитайте ее роман «Вонгозеро», который я проглотила в прошлом году в один присест. «Живые люди» — долгожданное продолжение истории. Антиутопия нашего времени: неизвестный вирус уничтожил почти всех людей. Оставшиеся в живых пытаются наладить жизнь в непривычных обстоятельствах.
Крутой маршрут — Евгения Гинзбург
Захотелось перечитать в этом году. Лучшая книга о сталинизме, репрессиях, лагерях, страхе и поразительном бесстрашии. После нее любое другое произведение на эту тему воспринимается как вторичное. Невероятно мощный роман жизни.
Клуб неисправимых оптимистов — Жан-Мишель Генассия
Еще одна история, когда я долго запрягала, продираясь через первые главы, а затем сани поехали так быстро, что было уже не остановить. Этот дебютный роман Генассии во Франции назвали великим и дали автору Гонкуровскую премию.
Парижанину Мишелю 12 лет. Он любит литературу, фотографию и знает о тайном клубе в одном бистро неподалеку. Там, в задней комнатке собираются поиграть в шахматы люди, сбежавшие из-под «железного занавеса». Через посиделки завсегдатаев клуба неисправимых оптимистов, Генассия рисует портрет эпохи — как Европы, так и Союза.
Бог мелочей — Арундати Рой
Словно пробираясь по уже мелководной, но еще жадной до живности, запахов, растительности и сдобренной толстым слоем бурого ила индийской реке, я читала и задавала себе вопрос: «Как? Как она это написала?». Арундати и есть тот самый Бог мелочей. Все эти незначительные детские воспоминания, выветрившиеся из наших мозгов без остатка как пыль, каким-то образом осели в ее памяти, остались там, упорядочились, а в назначенный час выплеснулись на страницы будущей книги.
Эта история трагедии, история семьи, история любви. Здесь много персонажей, много движения, много запахов, вкусов и звуков. Через ее дебри проберется не всякий, более того, она едва ли всякому понравится. У меня нет желания ее перечесть (как часто возникает с другими произведениями), но забыть — едва ли получится. Почему-то кажется, что ее оценят те, кто ценит прозу Маркеса и его магический реализм.
Если вам понравился пост — расскажите об этом. Мне всегда приятна ваша обратная связь в любой форме: от лайка и репоста в соцсетях, до комментария.
Целую, ваша чтец и на дуде игрец Даша
Tanya Basila
Декабрь 26
Живые люди и Текст очень понравились. правда, так получилось, что читала по очереди Текст, вторую и третью часть Метро, потом Вонгозеро и Живых людей. неделю или две ходила под впечатлением и с чувством полной безысходности))
DashaOnAir
Декабрь 27
да, ничего себе у тебя получился конвейер безысходных историй)
Наталья Вахонина
Декабрь 27
Твой пост для меня одновременно укор и вдохновение) Я так мало читаю (не по работе). Но зато есть планы на каникулы! Поеду-ка завтра в книжный!
DashaOnAir
Декабрь 27
укорять у меня точно в планах не было) в 2016 я прочитала книг 5, ахнула и поняла, что так нельзя. книжный — это всегда отличная идея! можно еще подписку купить на какой-нибудь букмейт и читать.
Саша
Декабрь 30
Две первых прочла из всего списка) После «Источника» мой мир перевернулся (к сожалению, не лучшим образом) и все еще сотрясается)
DashaOnAir
Декабрь 30
так повлияла книга?
Adelya
Февраль 1
Я прочитала 4 из 10. «Маленькая жизнь», «Манюня», «Крутой маршрут» и «Неаполитанский квартет». «Маленькая жизнь» потрясла меня больше всего. Очень долго не могла дочитать последние страниц 100 ( ну долго-это дня 2-3), там уже было все понятно и было как-то грустно, безнадежно и тяжко. Но сама книга конечно стоит того, чтобы ее прочитать. Хотя после нее было очень сложно отойти.
Теперь мне интересно прочитать остальные 6 упомянутые тобой. Обычно наши книжные предпочтения достаточно похожи.
А еще очень интересно, как мы считаем прочитанные книги. Ведь все книги отличаются по объему и легкости прочтения. «Маленькую жизнь » можно засчитать за две книги. А «Манюню» или те же «Апельсинки» за половину или даже треть.
Так что это все очень абстрактно.:)
DashaOnAir
Февраль 1
Привет! Я считаю каждую за одну, возможно потому, что в общей массе читаю много таких как «Маленькая жизнь» — тысячестраничных. Если предпочтения похожи — это вдвойне круто, обычно я не так часто с кем-то совпадаю, с лучшими друзьями даже чаще не совпадаю.